Пациент, которому ранее были удалены полипы носа. При гистологическом исследовании выявлена переходно-клеточная папиллома. Приведены КТ и МРТ, полученные в отдаленном периоде после операции.
КТ и МРТ (Т1 -взвешенное изображение) в вертикальной проекции после введения соответствующих КС. Переходно-клеточная папиллома не относится к истинным злокачественным опухолям, хотя ее рост часто сопровождается деструкцией и инфильтрацией тканей.
У данного пациента, которому в прошлом удалили переходно-клеточную папиллому, выявлена резидуальная опухоль в клиновидной пазухе. Для более детального исследования этой опухоли (1) были выполнены КТ и МРТ, результаты которых представлены на рисунках. Эти два исследования дополняют друг друга. На КТ видна деструкция крыши клиновидной пазухи (2), через которую процесс, по-видимому, распространился в гипофизарную ямку. На МРТ более четко видны границы опухоли (2), которая явно достигает гипофизарной ямки.
КТ в горизонтальной проекции в режиме «мягкотканного окна» после внутривенного введения рентгеноконтрастного средства. На данной КТ, выполненной в режиме «мягкотканного окна», у того же пациента, что и на рисунке 7.29а, рассмотреть детально контуры костей трудно, но можно увидеть, что в передних ячейках решетчатого лабиринта, вскрытых во время первой операции, опухолевая ткань отсутствует (1), в то время как справа в задних ячейках решетчатого лабиринта она, по-видимому, имеется (2). Видны полное затемнение клиновидной пазухи, костная деструкция ее задней стенки (3) и распространение опухоли на гипофизарную ямку (4).
MPT: Т1 -взвешенное изображение в сагиттальной проекции после введения препарата гадолиния.
На данной МРТ краниальная граница переходно-клеточной папилломы достигает гипофизарной ямки (1), а нижняя - носоглотки (2). Инвазия пока еще не достигает ската (3).