Пациент с хроническим средним отитом и гнойными выделениями из уха. а КТ в горизонтальной проекции. Видны затемнение среднего уха и деструкция слуховых косточек, затемнение надбарабанного углубления и сосцевидных ячеек (1), что позволяет предположить объемное образование, которое вызвало эрозию горизонтального полукружного канала (2) и деструкцию кости в области задней черепной ямки (3) и сигмовидного синуса (4).
MPT в горизонтальной проекции: Т1 - (b) и Т2- (с) взвешенные изображения, а также Т1 -взвешенное изображение после введения препарата гадолиния (d). Опухоль и ее анатомические взаимоотношения с соседними структурами лучше видны на МРТ. На представленных МРТ сигнал от опухолевидного образования (1) гипоинтенсивный на Т1-взвешенном изображении и гиперинтенсивный на Т2-взвешенном изображении. Капсула накапливает КС и, по-видимому, состоит из богато васкуляризированной грануляционной ткани, образовавшейся в результате хронического воспаления. Описанная картина особенно характерна для холестеатомы - содержащийся в ней кератин не дает контрастного усиления. В заднем отделе холестеатомы (3), по-видимому, задержалось небольшое количество воздуха, сигнал от которого отсутствует при всех режимах исследования. Холестеатома непосредственно соприкасается с горизонтальным полукружным каналом (4), что видно на рисунке 5.10а (2).
МРТ в горизонтальной проекции: Т1- (е) и Т2- (f) взвешенные изображения, а также Т1 -взвешенное изображение (д) после введения препарата гадолиния. МРТ того же пациента через 5 лет после удаления холестеатомы и субтотальной петрозэктомии, закрытия наружного слухового прохода и пломбирования полости сальниковым лоскутом (7). Кпереди от запломбированной полости на Т1- и Т2-взвешенных изображениях видно небольшое образование с гиперинтенсивным сигналом (2), которое, возможно, является резидуальной холестеатомой. Структуры внутреннего уха с содержащейся в нем жидкостью лучше видны на Т2-взвешенном изображении; горизонтальный полукружный канал (3) подвергся деструкции, но улитка не поражена (4).